Одной из самых распространенных экспертиз по делам об оскорблении (чести, достоинства и деловой репутации) является лингвистическая или психолого-лингвистическая экспертиза. В рамках указанной экспертизы исследуется вопрос о наличии/отсутствии лингвистических и/или психологических признаков информации, порочащей/оскорбляющей физическое либо юридическое лицо. При этом одним из частых вопросов такой экспертизы является вопрос, в какой форме передана информация - утверждения, эмоционально-экспрессивной оценки, мнения и т.п., поскольку это также указывает на факт наличия искомых признаков. Для начала эксперт изучает, каково смысловое содержание изучаемого текста, на формирование какого мнения (понимания) у лица, воспринявшего его, он направлен. Лингвист и психолог изучают один текст, но с разных точек зрения: лингвист изучает значение текста, фраз, слов, их смысловое содержание, психолог изучает влияние текста на адресата, особенности текста с психологической точки зрения.
КЛЕВЕТА
Центр специальных исследований и экспертиз
125009, г. Москва,
ул. Тверская, д.20, стр.1
8(495)-118-31-03
Исследования и экспертизы по делам о клевете и оскорблении
v@psy-expert.ru
Подскажите, а психолог и лингвист могут изучать только текст, или это могут быть другие источники информации (видео, аудио, рисунки)?
Лингвист работает как с текстом (видео- и аудиозаписи переводятся в текстовый формат), так и с изображениями (например, существует экспертиза товарного знака, в рамках которой изучает или текст с изображением, или только изображение). Психолог изучает все, что может повлиять на психологическое состояние человека, при этом в рамках психолого-лингвистической экспертизы объект исследования у психолога и лингвиста обычно один и тот же (текст, видеозапись, аудиофиксация и т.д.).
Подскажите насчёт: " психолог изучает влияние текста на адресата, особенности текста с психологической точки зрения "
Ведь люди разные, как можно изучать влияние текста на человека вообще? Простые слова "ты дурак" одного человека выведут из равновесия до готовности драться, а другого максимум - заставят улыбнуться. Как же тогда определить влияние текста?
По первой части, если правильно поняла вопрос, то изучаются, скорее, механизмы воздействия (лингвист описывает речевую составляющую, а психолог может определить вид воздействия, например), а по второй части могу сказать, что это первостепенный вопрос для лингвистического анализа коммуникативной ситуации, а уже затем возможна психологическая оценка ситуации.
Дополню, что часто ставится вопрос о цели высказывания, на формирование какого мнения направлено то или иное высказывание. Каждый человек, используя родную речь, понимает, что то или иное слово является бранным или даже нецензурным, т.е. употребляет его осознанно и с определенной целью. Исходя из контекста, можно понять, какое значение было вложено в изучаемое слово и с какими мотивами (на достижение какой цели) было высказано.
А как быть с ситуацией, когда общеупотребимое слово человек использует в рамках некой субкультуры и придаёт ему иной смысл? Или же, когда ввиду неграмотности или низкого культурального уровня, воспринимает оскорбительным нейтральное слово? Какие в таком случае будут выводы эксперта?
А существует ли какая-то шкала по которой уровень оскорбления можно определить? Когда это оскорбление крайне слабое, а когда наоборот? Есть такое?