Приветствую всех!
Хотелось бы обсудить с коллегами положения методики лингвистической экспертизы по делам об оскорблении и в схожих моментах - по клевете. В методике по оскорблению есть отсылки и очевидные сходства с методикой РФЦСЭ по делам об экстремизме (2014 года), которая предполагается комплексной психолого-лингвистической. Как вы думаете, обоснованно ли распространить комплексный характер методики по экстремизму на дела по оскорблению и клевете?
Или достаточно лингвистической экспертизы по оскорблению и клевете?
Интересный вопрос. Думаю, психология не будет лишней нигде - что-то усилит, где-то пояснит, что-то раскроет. Понятие оскорбления является психологическим, поскольку это чувство, ощущение, из-за которого может снизиться самооценка, ухудшиться взаимодействие с окружающими, что повлияет на работоспособность и эффективность в целом. Клевета по факту следствием имеет также оскорбление, а также формирует конкретное мнение о конкретном лице или организации, что также является психологическим понятием - формирование внутреннего убеждения (мнения), отношения изучается психологией.
Учитывая, что лингвистические конструкции обретают разный смысл в разном контексте, в разных условиях и в деле по оскорблению важен учёт индивидуальных особенностей личности, то считаю, что комплексный характер методики будет весьма уместен.
Я вижу, что за клевету по статье 128.1 предполагаются очень даже серьезные штрафы и наказания.
Отсюда вопрос. А реально кому-то удавалось наказать обидчика, если ты не мультимедийная и известная личность у которой много денег на юристов и прочее сопровождение?
Ну как бы всегда у людей у которых много связей или много денег могут больше чем остальные. Но все это остается в любом случае в рамках общего закона. Просто у кого-то получается от этого увильнуть. К сожалению.
Я думаю, что каждый конкретный случай требует отдельного подхода. Где-то достаточно будет лингвистической экспертизы, а где-то нет. На примере всегда проще объяснить, чем говорить обобщающе.
Надеюсь, что методики по предотвращению экстремизма сейчас развиваются и совершенствуются. Думаю, что работа должна постоянно и активно идти в данном направлении.